Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 
 

Кронштадтский вестник
№ 9 от 12 марта 2010 года

Вернуться к главному  
 

2010 - Год Учителя


«2010-й год станет годом начала серьезной модернизации отечественного образования, годом позитивных перемен».

Президент России
Дмитрий Медведев

Школу ждет год позитивных перемен

Весь цвет кронштадтской педагогики, чиновников от образования, активных родителей и вездесущих журналистов на прошлой неделе ждала в гости 425 школа. Четвёртое марта там состоялось официальное открытие Года Учителя в нашем городе.


Ольга Николаевна Елисеева воспитывает патриотизм уже 35 лет

Что такое школа? Это праздник!

Выстроившиеся шеренгой парадные школьники каждого гостя лично встречали громким и складным «Здравствуйте!». Регистрируясь, приглашенные получали анкеты, а потом с затаенным любопытством выбирали билет на открытый урок. Организаторы общественно-педагогической акции, посвященной началу Года Учителя, подготовили целую палитру открытых мероприятий. На выбор можно было посетить практическую работу по физике в шестом классе, написание сочинения-миниатюры в третьем, вместе с 10-Б повторить урок по биологии «Матричные процессы в клетке» или на уроке литературы послушать рассуждения учеников 9-А на тему «Александр Сергеевич Пушкин и Евгений Онегин в Петербурге». После реального знакомства с современными приемами преподавания гости вернулись в зал, чтобы подвести итоги. И если в первой части мероприятия все чувствовали себя зажатыми официальными рамками встречи, то после погружения в знакомую среду школьного урока собравшиеся учителя уже активно делились впечатлениями от увиденного, открыто говорили о проблемах, а потом искренне смеялись над подарочным выступлением этих сложных, но благодарных детей. «Что такое школа?...» пели те на мотив осеннего гимна Юрия Шевчука, каждый раз раскрывая эту тему со стороны разных персонажей, будь то учитель, директор, родитель или санэпидемстанция. «Какое хи-хи! Мне так понравилось!» - шептала потом на ушко одна пожилая учительница другой. В общем, мероприятие получилось неформальным и каждого задело за живое.

Зарплатой привлечь молодежь

Открывая Год Учителя в Санкт-Петербурге, Дмитрий Медведев сказал: «Школы должны наполниться энергией молодых!» Президент с сожалением напомнил, что сегодня в школах всего 7-12 процентов молодых преподавателей.
- Надо открывать прелести нашей профессии. Ведь мы страдаем от того, что в учительской нет молодежи, - с самого наболевшего начала свое выступление перед коллегами и Ольга Николаевна Елисеева, преподающая русский язык и литературу в 427-й школе. – Я считаю, что вопрос: «Какое будет образование?» - сейчас не самый главный. Важно, кто будет учить! Страшно уходить, оставляя свое место… никому. Ведь никого нет.
Дмитрий Медведев (чью речь кронштадтские педагоги не раз цитировали в тот день) во всеуслышание сообщил, что в Год Учителя в стране пройдут различные мероприятия, направленные на укрепление авторитета и социального статуса педагогов. «Задача государства - повышать престиж учительского труда, - подчеркнул президент. - Это сложная задача, и такую работу надо вести не один год, а постоянно. Год Учителя дает старт этой работе».
- Профессия у нас не карьерная, - продолжала озвучивать общеизвестное своими словами Ольга Николаевна, возбужденно оглядывая зал поверх учительских очков. - Непопулярной эту профессию делает, в первую очередь, низкая зарплата. Да и рост зарплаты отсутствует. Я как получала, так и получаю меньше всех в стране.
С этого года решено ввести нормативно-подушевую оплату труда. Она позволит повысить зарплаты тем учителям, которые хорошо и много работают. «Учитель, - отметил министр образования Фурсенко, - должен получать не меньше средней зарплаты в конкретном регионе. Это поднимет престиж профессии». На деле же за январь и февраль нашим учителям не заплатили за классное руководство, а на покупку литературы, так необходимой педагогу, государство каждый месяц выделяет по 100 рублей. К сожалению, оно так и не научилось уважать учителя (зарплата которого не превышает 8-11 тысяч), но в который раз требует от него
выпускать из школы образованных и духовно развитых патриотов.
- Из речи президента, сказанной на открытии Года Учителя в Петербурге, я выделила для себя следующее: на плечи учителя государство в который раз возлагает воспитание патриотизма. За 35 лет работы в школе я воспитываю патриотизм под разными соусами. В современном понимании патриот, - Ольга Николаевна заглядывает в шпаргалку, чтобы не ошибиться в определении, - это конкурентноспособная, высоко эффективная личность..


Большинство школьных «сладостей» достается женщинам - и это еще одна проблема современной школы. Торт-диаграмма показывает количественный состав мужчин и женщин в 425 школе.

«Науки юношей питают»

Чтобы взрастить активных и конкурентноспособных в 425-й школе уже второй год проводят научную конференцию, на которой все учебные заведения Кронштадта могут представить исследовательские работы своих учеников. Не в пример прошлому году, в нынешней встрече, которая прошла под названием «Науки юношей питают», приняли участие только две из кронштадтских школ. Зато все выступившие ребята (в основном, девочки) вызвались участвовать самостоятельно. Именно к самостоятельной исследовательской работе на ту тему, к которой у ребенка есть интерес, стараются привлечь сегодня школьников подобными мероприятиями. На конференции не присуждают призовые места и не ставят оценок, так как уровень работ разный, разный и возраст участников (с 8-го по 11-й класс). Главное, что они получают, - это опыт публичного выступления в большом зале перед незнакомой аудиторией. Судя по смущенным лицам и тихим голосам, его ребятам очень не хватает, а ведь в дальнейшем он непременно потребуется.
В этом году десятиклассник Роман Борисов представил виртуальную экскурсию по школьному музею имени
П. Л. Капицы: положенную на музыку презентацию с чередой любительских, самостоятельно отснятых фотографий. Его ровесница Дарья Медяник, исследуя архитектурный стиль барокко, тоже прошлась с фотоаппаратом по городу. В Кронштадте пышный стиль не прижился, так как облик города-порта требовал большей утилитарности – примерно к таким выводам пришла ученица 427-й школы. Каждому из пятнадцати участников на память было вручено благодарственное письмо, календарик и ручка с логотипом 425-й школы.
В этом учебном заведении Кронштадта уже есть своя кузница кадров для подобных конференций. Ею является Академия школьных наук «Толбухин маяк». В трех секциях этого клуба ребята готовят свои исследовательские проекты. «Слово «проект» уже прочно вошло в нашу жизнь», - заявила директор 425-й школы Елена Викторовна Горлатова, рассказывая об инновационных образовательных программах, с которыми работает вверенное ей учебное заведение.

Чего не хватает современной школе с её плоскими экранами в кабинетах и инновационными программами в учебных планах? Оказывается: поддержки и понимания со стороны общественности и родителей.

Новая умная школа № 423

В Год Учителя стартует очередной национальный образовательный проект «Наша новая школа». Как сформулировал президент, его суть «в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, готовить ребят к профессиональной деятельности с учетом задач модернизации и инновационного развития страны...».
Можно предположить, что весь год вместе со словом «школа» будут постоянно произносить прилагательные «новая» и «умная». То есть за образец берется учебное заведение, начиненное всевозможной современной техникой, где не только передают знания детям, но и учат их учиться. Как пообещала на открытии Года Учителя в 425-й школе руководитель кронштадтского отдела образования Елена Евстафьевна Рыкина, закрывать этот год мы будем в новой, умной 423-й школе, которая в сентябре 2010-го откроет двери для своих учеников и учителей. «Мы даже планируем там бассейн устроить», - обмолвилась Елена Евстафьевна и пожелала Елене Викторовне тоже в ближайшем будущем счастливо пережить ремонт. Директор 425-й школы с гордостью перечислила новейшие технические средства, которыми пользуются учителя, но мудро добавила, что «нашу любимую доску и мел мы тоже забыть не можем».

Образ идеального учителя

Оглашение результатов анкетирования (этим завершалось мероприятие) было проведено с помощью новейшей камеры, считывающей информацию прямо с листа и передающей на экран. Как выяснилось, наиболее важными профессиональными качествами учителя сами педагоги считают моральную ответственность и умение доходчиво объяснять. Среди личностных качеств они на первые места поставили уравновешенность и терпеливость. Все лидирующие позиции описывают учителя прежде всего как человека, а не носителя информации. Носителем информации для детей давно уже является Интернет. Поэтому педагог остается воспитателем души и никогда не превратится в рационального менеджера, умело организующего учебный процесс. Хочется верить, что даже в непутевом подростке с серьгою в носу наши учителя мудро будут видеть самобытную творческую личность и будут пытаться найти к ней подход. Не за деньги, а во имя того, чтобы спустя десяток лет он вспомнил о вас с благодарностью и рассказал, какие у него были учителя, своим детям.
На вопрос: «Какими вы увидели современных детей?» - большинство кронштадтских педагогов ответили: эмоциональными, активными, творческими.

Серафима Белевич
Рисунок и фото автора

 

<<< >>>

 

     
Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша

 

 

Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: (812) 311-3756
E-mail: kronvest@mail.ru